Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ   

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"А зори здесь тихие..."

"Автобус"

"Алиса в стране чудес"

"Ассакамури"

"Бесприданница"

"Букет"

"Вий"

"Волшебная лампа Аладдина"

"Дураки вы, мужики!"

"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"

"Калека с острова Инишмаан"

"Капитанская дочка"

"Лекарство от одиночества"

"Маленький принц"

"Много шума из ничего"

"Морфий"

"Недоросль"

"Ночь перед Рождеством"

"Пиковая дама"

"Продавец дождя"

"Ревизор"

"Страсти по Торчалову"

"Теремок"

"Тётки"

"У самого края"

"Утиная охота"

"Ханума"

"Царевна-лягушка"

"Чёрный управляет всем"

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Non dolet"

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Волшебник Изумрудного города"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Дикарь"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Земля Эльзы"

"Золотой ключик"

"Изобретательная влюбленная"

"Искусство жениться"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Кот Федот и Новый год"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"Мой друг Винни-Пух"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"На дне"

"Плутни Скапена"

"Ревнивец"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"С любовью не шутят"

"Самоубийца"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Сирена и Виктория"

"Сиротливый Запад"

"Спойлеры"

"Старший сын"

"Стеклянный зверинец"

"Странный отель для нежных сердец"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Финист Ясный Сокол"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

"Я тебя никогда не прощу"

Под крылом Синей вороны

17 октября в Дзержинском театре драмы состоится открытие нового 63-го театрального сезона. Однако театр, не дожидаясь этой даты, активно начал свою работу. Во всяком случае, с премьерой детского, или правильнее сказать, подросткового спектакля "Синяя ворона" решили не тянуть, и на прошлой неделе ученики нескольких школ уже увидели свежую постановку. О ней наш рассказ.

Создатели спектакля говорят, что в репертуаре театра очень давно не было постановки, рассчитанной на ребят 9-14 лет. В этом возрасте дети, как правило, уже отвыкли от театра, куда их раньше водили родители на сказки, взрослые же постановки для них пока сложны. Кроме того, заинтересовать чем-то ребят переходного возраста довольно трудная задача. Еще труднее она от того, что современного школьника нужно не просто развлекать, но и развивать, заставлять думать. Для этих целей повесть Радия Погодина "Шаг с крыши", по которой с некоторыми изменениями и был поставлен спектакль "Синяя ворона", подходила как нельзя лучше.

Надо отметить, что в свое время повесть Погодина, а написана она еще в 60-е годы, была очень популярна. О путешествиях во времени школьника Витьки Парамонова был даже снят фильм. В книге и в кино главный герой сетует на то, что родился слишком поздно, что времена, когда можно было без особых, по его мнению, усилий стать героем, безвозвратно ушли. В этот момент ему и встречается волшебная Синяя ворона, которая чудесным образом переносит его сначала в каменный век, затем в Средневековье и, наконец, в годы Гражданской войны. Школьнику предстоит сделать множество открытий, испытать боль утраты, понять, что реальная жизнь гораздо сложнее и опаснее, чем та, о которой пишут в книгах и показывают в кино.

Повесть, и без того очень интересную и динамичную, режиссер Валентин Морозов и автор инсценировки Александр Расев решили еще немного осовременить и перенесли действие в компьютерную игру.

Вы знаете, что такое квест? Честно признаться, дожив до своих лет, я узнала об этом только недавно. А вот современный школьник с этим видом компьютерной игры знакомится чуть ли не одновременно с букварем. Так вот квест - это компьютерная игра-головоломка, смысл которой заключается в поиске решений задач и прохождения разных уровней. Спектакль "Синяя ворона" так и назвали - квест в трех уровнях. Витька в постановке дзержинского театра - заядлый компьютерный игрок. Ему кажется, что самая интересная и захватывающая жизнь там - за мерцающим экраном.

И вот Синяя ворона исполняет заветное желание мальчишки и переносит его в любимую игру. А там все оказывается вовсе не так просто, как казалось, когда он сидел за компьютером в своей уютной квартирке. В пещере времен каменного века он встречает первобытное племя, учится сам и показывает дикарке Ануке, как развести огонь, и это приводит к войне между двумя враждующими племенами. В сражении симпатичная герою Анука погибает, а Витька с болью в сердце вдруг перемещается в Средневековье. Тут он встречается с мушкетерами, которые оказываются совсем не благородными героями, а довольно равнодушными, недалекими и жестокими людьми. Да и Средневековье - эпоха, скажем так, не совсем спокойная, у людей совершенно другое представление о ценности человеческой жизни. Под дулом пистолета и приставленной к шее шпагой наш герой чуть было не становится законным супругом девушки-трактирщицы Анетты. И в этот момент переносится в годы Гражданской войны. Он попадает в плен к белым, где уже томятся несколько человек. Ему приходится стать свидетелем и непосредственным участником жестоких допросов и расправы с крестьянами. Здесь звучит и ключевая фраза пьесы: "Здесь не игра, расстрел - всерьез". И только когда над самим Витькой нависает серьезная угроза быть расстрелянным белыми, он неожиданно оказывается дома, рядом со своим компьютером и врачом скорой помощи, которого вызвал бдительный сосед.

Вот такая история. Местами веселая и забавная, временами печальная и даже трагичная. Большой плюс ее в том, что в довольно легкой и живой форме ее авторы рассказывают о серьезных вещах, говорят с подростками на одном языке и в то же время не уходят в чисто развлекательную форму.

Надо отметить, что, разговаривая с молодым поколением, писатели, режиссеры пользуются приемом переноса героев в прошлое довольно часто. Во-первых, метод этот весьма эффектен сам по себе. Путешествие из одного времени в другое всегда предполагает динамичный сюжет, быстро сменяющуюся картинку, которая не надоедает, дает большой простор для фантазии. А во-вторых, этот прием обладает огромной силой воздействия. Вспомните, например, современный фильм "Мы из будущего", по сюжету которого четверо молодых людей из наших дней попадают на фронт Великой Отечественной войны. Только здесь, наяву столкнувшись с жестокостью и несправедливостью, они осознают цену жизни и любви, понимают, что такое настоящий подвиг. Собственно, об этом же, только более простым, близким подросткам языком говорится и в "Синей вороне".

После спектакля режиссер Валентин Морозов признался журналистам, что постановка обошлась театру очень дорого. Что он имел в виду? Может быть, материальные затраты? Они действительно, видимо, были немалыми. Одни костюмы трех разных эпох чего стоят. Кроме того, по сюжету несколько раз приходилось менять декорации, освещение, музыкальное сопровождение. Еще одним привлекающим внимание эффектом стал видеоряд, который сопровождал перемещения героя во времени. Каждый фрагмент включал кадры из кинофильмов, повествующих о той или иной эпохе, которые настраивали на следующее действие. За этот зрелищный момент отдельное спасибо звукорежиссеру Алексею Колесникову.

А возможно, говоря о "дороговизне", постановщик имел в виду эмоциональные и трудовые затраты актеров и всех, кто работал над спектаклем. Ведь, скажем так, юный зритель - зритель непростой, и ой каких трудов и напряжения стоит актерам удержать внимание школьников на протяжении всего спектакля, который, надо сказать, идет довольно долго. К тому же, по сюжету один актер, как правило, исполняет несколько ролей, то есть несколько раз за спектакль перевоплощается из одного героя в другого. Например, молодая актриса Екатерина Рязанова играла Ануку, Анетту, Нюшку и Аню Секретареву, между прочим, очень неплохо. Кстати, в спектакле появились совсем молодые актеры, которые пришли в наш театр только в этом сезоне, - Станислав Волченков и Иван Никулин. Приятно было видеть на сцене и более опытных актеров театра - Николая Стяжкина, Зою Морозову, Вячеслава Рещикова. Ну, а главный герой в исполнении Дениса Мартынова за все действие вообще не покидал сцену.

Конечно, высидеть два часа в театре, да когда еще в пьесе, построенной на исторических фактах, не все понятно, школьникам довольно трудно. Валентин Морозов и не отрицает, что пьеса, может быть, действительно сложна для тех, кому сегодня всего десять, но идти на поводу у школьников, которые не желают учиться и узнавать что-то новое, нельзя. Возможно, выходом была бы организация семейных просмотров спектакля "Синяя ворона". Если рядом с подростком будут папа или мама, которые смогут объяснить непонятные моменты, думаю, спектакль станет ему в сто крат интереснее. Да и сами родители, уверена, не пожалеют, что провели время вместе с ребенком, и почерпнут очень много из этого взрослого детского спектакля.

Марина Ипатова

"Дзержинское время", 22 октября 2009 г.

Голубой экран, Синяя ворона...

На прошлой неделе в городском театре драмы творилось что-то невообразимое. На подмостках сцены загружался Windows, господствовали клавиатура м. магия, а герои постановки путешествовали по прошлому и настоящему как реального, так и виртуального мира.

Что же здесь происходило? - спросите вы. Все очень просто - Дзержинскому-зрителю был представлен на суд яркий, динамичный квест "Синяя ворона" по повести Радия Погодина "Шаг с крыши".

Перед премьерой мы встретились с Валентином Михайловичем Морозовым режиссером "Синей вороны",

- Этот спектакль - нечто принципиально новое в жизни нашего театра, ориентированное на детей от 10 лет и

старше, - говорит он. - По сценарию герой, обыкновенный шестиклассник Витька Парамонов, любитель компьютерных игр и квестов, сам попал в одну из них. Волею волшебной Синей вороны ему предстоит пережить все тяготы и приключения, что выпадали на долю его сверстников в разные века и эпохи. А это непросто - нужно спастись от дикарей в первобытной пещере, не быть повешенным или заколотым шпагой во времена мушкетеров и уцелеть в огне гражданской войны...

Заинтригованные, мы прошли в зал, чтобы лично оценить квест. Нас встретило огромное количество школьников всех возрастов, обсуждающих новые компьютерные программы и игры, телефоны, оценки и просто друг друга. Никакого показного спокойствия и фальши: дети - самый "тяжелый", но и самый честный зритель. Но вот свет гаснет, ребятня умолкает. Занавес дрогнул, поднялся…

На сцене - огромный монитор и клавиатура. Под потрясающий звукоряд и анимацию главный герой постановки Витька в исполнении актера Дениса Мартынова, ловко орудуя тем немногим, чему научила его реальная жизнь, без вмешательства компьютера проходит через времена и эпохи.

Дети в зале понемногу умолкают. Еще бы, ведь спектакль "растет" прямо у них на глазах. За веселыми шутками и внешней легкостью пьесы открывается глубокий смысл и беспомощность современного человека, чья жизнь подчинена технике и Интернету. Актеры передают состояние близости зрителей к своим героям- и теперь не они там, в квесте, а ты здесь, в незнакомей эпохе, вместе с мальчиком-геймером переживаешь вину за невольную смерть твоего друга, первобытной девочки Ануки (актриса Екатерина Рязанова), развенчиваешь миф о благородстве мушкетеров, переживаешь пытки белогвардейцев.

В постановке нет ничего лишнего. Ни в декорациях, ни в костюмах, ни в самой пьесе. Здесь дети чувствуют себя соучастниками, видят не историю "чужой" жизни, далекую от них, а самих себя в герое актера Мартынова, переживают собственные эмоции, примеряют к событиям на сценё свои поступки.. И понимают. - компьютерная жизнь не так идеальна, как кажется на первый взгляд. Есть и реальная жизнь, которая ярче и лучше виртуальной. И именно ей в финале квеста аплодировали школьники. Именно ей...

Ольга Ермакова

"Горожане"

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Екатериной Максименко

Интервью с Иваном Никулиным

Интервью с Марией Шиманской

Интервью с Артемом Барановым

Интервью с Артемом Барановым

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губкиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Екатериной Рязановой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель